История создания резиновых рукавов
Установить дату рождения первого резинового рукава не сможет никто, зато можно с точностью сказать, что этот вид РТИ породил необычную интригу! Подозревают, что “отец-основатель” первой резиновой шины, шотландец Р.Томсон, производя бесконечные опыты в 40-х годах 19-го века, впервые отлил каучуковый, полый внутри шланг, и только потом запатентовал свое изобретение в виде шины. Изобретение не впечатлило, и о шине все забыли, а вот шланг пригодился и пошел “на ура”! Резиновый помощник был не прост: он запомнил, кому обязан своим рождением. В 1887г. очередной любознательный шотландец - Джон Данлоп, которому надоели синяки сына на “причинном месте”, в конце - концов, порезал свой шланг для полива, вырезал в нем углубление и натянул на деревянные колеса велосипеда. Синяков стало меньше, а Данлоп принялся за модернизацию шины, достигнув на этом поприще успехов и патента. Вот так резиновый рукав, порожденный идеей о шине, возродил саму шину через 40лет! Так или нет, трудно сказать, но, к примеру, гигант современных РТИ - австрийская “Semperit”, построил первую фабрику по выпуску резиновых шлангов и рукавов, именно в 40-х годах 19в.
Первые рукава и шланги страдали несовершенством. Попытки усилить рукав многослойной технологией, а, затем, применить нитяные виды усиления привели к успехам: шланги обрели длину в 20-30м, и диаметр в 50-60мм, при этом не будем забывать, что в основе их производства была резина из натурального каучука, поэтому и цены на них здорово “кусались”!
Именно в 20-е годы, когда стремительно растущая индустриализация Страны Советов ставила перед учеными прикладные задачи, в лаборатории академика Лебедева родился синтетический каучук. Спрос на резину вырос стократно: по дорогам страны побежала своя автотехника, в небо поднялись бипланы, Бакинские нефтескважины росли как на дрожжах, но, увы, от Бреста до “самых до окраин” не росла ни одна гевея! Лебедев с учениками спешил: во-первых, за такое открытие полагалась огромная премия, во-вторых, с заданиями “сверху” в те годы никто не шутил! В 32-м году синтетический каучук стал на поток, и, первые два серийных изделия из него – резиновые шланги и калоши обрели отечественный логотип.
В 1947-м, греки в качестве эксперимента выпустили первые пластиковые шланги и рукава и предложили использовать их в быту и при перекачке жидкостей на суда в греческих портах. Казалось бы, век резины кончился навсегда, но несмотря на очевидный выигрыш в весе, эксперимент кончился конфузом: первые пластиковые рукава не держали ни давления ни температуры, да и стоили дороже резиновых.
Несмотря на долгую и непростую историю, резиновые рукава и сегодня совершенствуются. Химико-технологические инновации направлены на улучшение их свойств: температурной стойкости, рабочего давления, механической прочности. Серьезные исследования проходят и в связи с ростом экологических требований. Целый ряд ведущих производителей отрасли заняты проблемами встроенных и обжимных концевых соединений рукавов, качеством их структуры, вибрационной и кислотной стойкостью, снижением веса, и даже эстетичностью.
Спрос на резиновые рукава, несмотря на активное внедрение полимеров и нано материалов, только растет, причем во всех видах промышленности: бурении, нефтехимии, транспорте, коммунальном хозяйстве, газовой промышленности, судостроении и энергетике. Старый и верный резиновый рукав остается продуктом высокого спроса. Без него, как без воды: “и не туды, и не сюды!” История рукава продолжается!