Конвейерная лента: назначение, конструкция, маркировка
Сложно представить крупное производство без конвейеров — механизмов, обеспечивающих автоматизацию процесса транспортировки. Их конструкция достаточно проста, но основным её элементом является конвейерная (транспортёрная) лента. Это широкое полотно, которое несёт на себе непрерывную механическую и абразивную нагрузку. Для чего используется конвейерная лента, в чём её особенности и какие виды существуют, расскажем в этом материале.
Особенности конструкции
Конвейерная лента представляет собой замкнутое цельное полотно большой ширины. Располагаясь на вращающихся роликах (шкивах), она непрерывно движется, за счёт чего все грузы, которые помещаются на её поверхность, передвигаются по направлению вращения с заданной скоростью.
Постоянно контактируя с деталями конвейера и грузами, полотно подвергается высокой нагрузке, а поэтому подвержено износу и требует регулярной замены. Однако периодичность замены зависит от качества изделия. Качественная конвейерная лента — это гибкое, износостойкое изделие, обеспечивающее хорошее сцепление с перемещаемыми материалами, надёжный контакт со шкивами и стабильную скорость движения. Оно не деформируется, а износ от трения и в местах сгиба минимален.
На некоторых производствах могут рассматриваться и другие требования к материалу — например, устойчивость к высоким температурам, пару, ударным нагрузкам. А также низкий уровень шума или минимальное сцепление с грузом. По этой причине существует множество видов транспортёрных лент, каждый из которых отвечает тем или иным требованиям.
Материалы
Конструктивно конвейерная лента представляет собой эластичное изделие, состоящее из одного или нескольких слоёв, где в качестве основы выступает техническая ткань, стальные тросы либо арамидное волокно.
Раньше для изготовления полотна использовали ткань, натуральную кожу, покрытие из дерева, чуть позже стала применяться резина. Сейчас его производят на основе современных тканей и полимеров, среди которых:
- ПВХ;
- полиуретан;
- силикон;
- фетр;
- тефлон;
- полипропилен;
- полиацеталь;
- нейлон и пр.
В качестве технической ткани также применяется бельтинг из комбинированных нитей с лавсаном (БКНЛ). За счёт такого состава лента приобретает повышенную прочность, устойчивость к толчкам и ударам.
Выбор материала чаще всего связан с областью применения изделия: например, для пищевой промышленности обычно выбирают полотно на основе поливинилхлорида, поскольку оно является маслостойким.
Разновидности
Различия между конвейерными лентами заключаются не только в материале. Изделия также можно разделить по типу каркаса и назначению.
По типу каркаса они делятся на:
- Резинотканевые. Каркас выполнен из натуральной или синтетической ткани особого плетения, которая отличается повышенной прочностью.
- Резинотросовые. Каркас изготавливается на основе стальных тросов, такое полотно требуется для транспортировки тяжёлых и крупногабаритных грузов.
В зависимости от назначения, изделия могут быть:
- Общего назначения. Для стандартных условий эксплуатации: при оптимальной внешней температуре и среднем уровне нагрузки.
- Теплостойкими (Т1, Т2, Т3). Способны выдерживать температуру от +100 до +200°С, могут использоваться для перемещения горячих грузов.
- Морозостойкими (М). Могут эксплуатироваться при внешней температуре до -60°С.
- Маслобензостойкими (МС). Выдерживают воздействие масел и топливных жидкостей без потери свойств.
- Шахтными (Ш, ШТС). Надёжно защищены от возгорания, обладают способностью к самозатуханию.
- Пищевыми (П). Безопасны для пищевой продукции, даже при прямом контакте не вступают с ней в химическую реакцию.
- Шевронными. Работают при подъёме или наклоне до 45 градусов, за счёт специального шеврона груз удерживается на месте.
Области применения
Транспортерные ленты широко применяются практически везде, где требуется регулярная транспортировка грузов. Это, например:
- машиностроение;
- горнодобывающая промышленность;
- пищевое производство;
- сельское хозяйство;
- химическая, фармацевтическая промышленность;
- логистика, грузоперевозки и пр.
Маркировка
В соответствии с ГОСТ 20-85, конвейерные ленты обозначаются рельефной маркировкой, которая содержит следующую информацию:
- производитель;
- тип;
- длина;
- дата изготовления;
- особенности конструкции.
Рассмотрим пример маркировки:
- 500-2-БКНЛ-65-4,0-2,0, что означает:
Изделие общего назначения шириной 500 мм с двумя слоями тканевых прокладок, материал — бельтинг из комбинированных нитей с лавсаном, рабочая резиновая обкладка имеет толщину 4 мм, нерабочая — 2 мм.
Обозначения основных типов конвейерных лент
Полотна общего назначения обычно не имеют дополнительной литеры, чаще всего они обозначаются как 3 ТК-200 или 1 ТК-200, в некоторых случаях — 2Л ТК-200.
Теплостойкие содержат в начале обозначение Т1, Т2 или Т3, где Т1 — это максимальная температура +100°С, Т2 — 150°С, Т3 — 200°С.
Морозостойкие обозначаются литерой «М», пищевые — «П», маслостойкие — «МС». Шахтные трудновоспламеняющиеся — «Ш», трудносгораемые — «ШТС». Обозначение шевронных зависит от типа шеврона, например, Y17-P950 или C15-P385.
В зависимости от типа борта, маркировка может содержать следующие обозначения:
- закрытый обрезиненный (РБ);
- открытый (НБ).
Ленты, выполненные из бельтинга с комбинированными нитями с лавсаном, обозначаются как БКНЛ. Они используются для транспортировки сыпучих, кусковых и штучных грузов, отличаются устойчивостью к агрессивным средам, а также химическому, биологическому и механическому воздействию. Среди их преимуществ — значительный эксплуатационный ресурс, экологичный состав, хорошая адгезия, лёгкость очистки. Полотно выдерживает температуру от -45°С до +60°С.
При выборе конвейерной ленты необходимо учитывать её назначение, ширину, толщину, количество слоев и тип материала. Также важны внешние условия и тип транспортируемого груза.
Источник фото: Промресурссервис, stock.adobe.com